цементно стружечная плита Ампер вошел в одну небольшую группу философов, члены которой собирались в Отейле, пригороде Парижа, где они обсуждали идеи основателя школы «идеологов» аббата де Кондильяка. Но вскоре учение «идеологов» перестает привлекать Ампера, поскольку оно отвергало существование бога и бессмертие души. Порвав с этой группой, он пытается приобщиться к другому течению и испытывает воодушевление, когда знакомится с трудами Канта, философское учение которого было близко его собственному мироощущению.
Мир по Канту делится на феномены и ноумены. Феномены — это явления, осознаваемые разумом человека, они — результат наших ощущений. Ноумены — это следствия явлений, т. е. реально существующих объектов, но сами по себе они непознаваемы как «вещи в себе». Человеческое бытие никогда не может непосредственно познать «вещи в себе»: они лишь источники сигналов, которые воздействуют на наши чувства. Мы можем воспринять только эти сигналы, но не сами источники. Следовательно, как учит Кант, ни при каких обстоятельствах мы никогда не можем реально познать что-либо, связанное с ноуменами.
Именно в этом постулате Ампер отошел от Канта. По мнению Ампера, между явлениями часто существуют взаимосвязи — отношения, как он их называл
|